В бойкоте «Евровидения» на Украине Россия ищет свою национальную идею

фoтo: youtube.com

Мэр Киeвa Витaлий Кличкo с ключaми oт «Eврoвидeния»

Пoзвaли тудa и мeня. Учитывaя, чтo oдин из фeдeрaльныx тeлeкaнaлoв стрaны прoстo тaк, с буxты бaрaxты, нe стaл бы гнaть вoлну, я кaк-тo срaзу пoчуял нeлaднoe, спрoсил рeдaктoрa o приглaшeнныx. «Дa, — рaдoстнo пoдтвeрдилa oнa, — Милoнoв у нас будет!». «До свидания!», — ответил я.

Не потому, что мне безразлично «Евровидение», а тем паче готовящийся, судя по всему, очередной акт в любимой у нас в последнее время трагикомической пьеске под названием «Рассёр с Европой».

Просто – с Милоновым да в одной студии?! Еще в 2014-м в «Прямом эфире» у Корчевникова я же вышел из студии, как только оно – это явление народу – туда зашло… Не имею привычки изменять своим принципам. Тем более, что ходить куда-то, тратить силы, энергию надо в том случае, когда есть шанс и условия что-то изменить.

А тут, судя по всему, переубеждать кого-то, менять что-то, искать суть и правду уже не требовалось. Громкой арией «возмущенного разума», видимо, надо было обосновать уже принятое решение. Знакомые каждому из нас переживания детства когда родители ругают своих чад за то, что у них, капризных, виноваты все вокруг, кроме них самих, остались, видимо, в масштабах целой страны так и не усвоенным уроком с того самого детства…

Но эфир вдруг отменили. Точнее – перенесли. Якобы, из-за того, что в соцсетях произошла утечка. Надо же! Это была «дискуссионная» передача или секретное заседание генштаба о тайной спецоперации? Потом объявили новую дату съемки – 13 марта. И подозрения о «спецоперации» еще более усилились. Поскольку 13 марта – дата крайне существенная в контексте подготовки к «Евровидению 2017».

В этот день в Киеве, согласно регламенту, состоится заседание глав делегаций стран-участниц конкурса, и к этому времени последние не определившиеся со своими кандидатурами и песнями страны должны прибыть с полным комплектом документов, записей и подтверждений. Иначе последует позорное отстранение от конкурса, влекущее не только репутационные потери, но и финансовые.

Сгорает ежегодный взнос страны за участие в конкурсе (в нашем случае – порядка 200 тысяч евро, хотя точных официальных данных нет) плюс 25% штрафа от суммы взноса. Ну, ладно, нефть уже дорожает – можно и пережить финансовые потери ради национальной идеи, согласно которой виноваты все вокруг, кроме нас самих…

***

А что делать с репутацией? Допустим, мы чем-то недовольны – победой Украины с песней «1944» певицы Джамалы, считая эту победу «политически мотивированной», или отсутствием уверенности в том, что посланцу России в Киеве не удастся обеспечить достаточной безопасности и комфорта, что будут провокации, «издевательства и шельмование» со стороны «бандеровцев» и «русофобов».

Возникает вопрос: а где вы все были раньше – со своими озабоченностями? Что-то кардинально изменилось с момента «политически мотивированной» победы Украины в Стокгольме на «Евровидении 2016» или в российско-украинских отношениях?

Может это станет откровением для многих здесь, но не только Россия чем-то недовольна. Украина, например, изначально была недовольна возможной победой России в прошлом году на евросонге. Но они не скрывали своей позиции, не пыхтели злыднями по темным углам, а, честно раскрыв карты, так и сказали еще год назад: «Если победит мужчина по фамилии Лазарев, Украина не будет участвовать в конкурсе «Евровидение 2017» в Москве». Ясно, понятно и никаких сюпризов. Их право.

Разные страны по разным причинам не участвуют в тот или иной год в конкурсе. Турция, Италия, Португалия, Чехия и т.д. Для этого существует регламент, когда каждая страна до условленной даты (как правило – в октябре) принимает окончательное решение об участии или не участии в очередном «Евровидении». Безо всяких истерик, без поливания всего и всех вокруг грязью и нечистотами, без штрафов и конфузов, цивилизованно, уважительно по отношению к себе, другим и Европейскому вещательному союзу (EBU) – международной организации, участниками которой являются эти страны, включая Россию.

Участие в международной организации подразумевает согласие с ее уставом, правилами, регламентом. Если не нравится, то можно не участовать вообще. А согласившись, подо всем подписавшись, взяв на себя обязательства, потом настырно и скандально пихаться в чужом монастыре со своим уставом – как-то не комильфо, что ли…

Прошлогоднее заявление тогдашнего руководителя украинской государственной телекомпании Зураба Аласания о неучастии Украины в возможном московском конкурсе не выходило за формальные рамки правил регламента. Но помните ли вы, какие ледяные водопады испепеляющего сарказма обрушились тогда на Украину и ее телечиновника со стороны тех, кто сейчас, опомнившись вдруг с какого-то перепугу, завопил о бойкоте киевского «Евровидения»? Мы так любим обличительную песенку про «двойные стандарты», которыми сами жонглируем с непередаваемым упоением.

***

Удивительно, что опередив даже Милонова, в главного пассионария евробойкота превратился Филипп Киркоров, еще недавно упивавшийся своим амплуа «главного популяризатора «Евровидения» в России». Не сказать, что евросудьба ему не благоволила. Он купался в этой захватывающей неге еврострасти долгие годы.

Провалившись с 17-м местом на своем первом еврозабеге в 1995 г. в Дублине с песней «Колыбельная вулкану», чем лишил Россию права участвовать в конкурсе на следующий год (согласно тогдашним правилам), он тогда еще не пришел к идее бойкота «этой шарашкиной конторы, где нас не ждут», как он выражается теперь.

Наоборот, закусив удила, он начал методичный, если не сказать маниакальный, европоход, сотворив себе голубую мечту – въехать однажды в Москву, как Наполеон, на белой кобыле победы. Разумно решил, что самому в качестве исполнителя искушать судьбу больше не стоит и занялся звездным продюсированием, в чем весьма преуспел.

Очередные блины, правда, тоже вышли комом. В 2003 году, когда Россия отправила на «Евровидение» в Ригу дуэт t.A.T.u., разрывавший тогда хит-парады по всему миру, наш солнцеликий в обнимку с боксером Кличко входил в группу поддержки делегации Украины. Певец Александр Пономарев со шлягером Hasta La Vista занял тогда 14 место…

В 2005 году в Киеве, куда «Евровидение» впервые приехало после блестящей победы Русланы на конкурсе в Стамбуле, произошел грандиозный провал выступавшей за Белоруссию Анжелики Агурбаш с греческой песней Love Me Tonight. Она не прошла даже полуфинальный тур. Спасать тогда еще своего мужа-продюсера перепуганного Филиппа, получившего за участие в проекте многомиллионный долларовый гонорар, от гнева Анжеликиного супруга «колбасного короля» Николая примчалась в Киев сама Алла Пугачева…

Оправданий было много, в том числе и про «политический заговор», поскольку лукашенковская Беларусь тогда была в самом эпицентре санкций. На это все и списали, но бойкотов рассудительно объявлять не стали…

Первым громким успехом ФиКи вышел совместный с Яной Рудковской проект с участием Димы Билана на «Евровидении-2006» в Афинах. С греческим режиссером Фокасом Евангелиносом придумали хрестоматийный ныне номер с балериной в рояле, и песня композитора Александра Лунева на стихи Карена Кавалеряна Never Let You Go прорвалась на 2 место. Победили тогда хэви-металисты в масках монстров Lordi из Финляндии, и это дало продюсеру возможность изящно пошутить, что «среди людей мы все равно первые». Обошлось без поиска «заговоров» и «политических подоплек».

Однако на работе с российскими авторами амбициозный поп-король на этом решил поставить окончательную точку и работать исключительно с греческой Dreamteam («Командой мечты»), которая, как ему казалось, знает тайну волшебного ключика к двери еропобеды. На следующий год, когда в Хельсинки от России поехало и неожиданно завоевало 3 место новоиспеченное «великим комбинатором» Максимом Фадеевым Serebro, Киркоров со своими греками повез снова под флагом Белоруссии свеженького «фабричного» пупса Дмитрия Колдуна.

Номер на песню Work Your Magic занял 6 место, что было расценено как «фантастический успех» в условиях все еще продолжавшихся в Европе жестких санкций против «последнего диктатора Европы – Лукашенко». То есть по логике, «политическая мотивированность» провалилась, оказалась мифом…

Забегая чуть вперед, стоит заметить, что постановка номера You Are The Only One для Сергея Лазарева в Стокгольме в прошлом году (за который «проголосовала вся Европа» в зрительском телевоутинге) была фактической, хотя и оттюнингованной, репликой номера Колдуна в Хельсинки, не говоря о безнадежно вторичной музыке.

Разумеется, от глаз и ушей профессиональных жюри это малоприглядное обстоятельство не могло ускользнуть, несмотря ни на какие фанатские восторги. Профжюри для того и существует на «Евровидении», чтобы уравновешивать страсти болельщиков, и наоборот, что крайне разумно. Был бы я членом жюри, тоже не поставил бы этой поделке ни одного балла, а творческая, музыкальная и профессиональная убедительность и самобытность Джамалы была более чем очевидна… Заговор, не заговор, «ждут-не ждут» кого-то…

Впрочем, гложимый страстью победы Киркоров не единожды чуть было не хватал за хвост жар-птицу евросчастья. В 2008 г. в Белграде Ани Лорак с Shady Lady под флагом Украины и с кирокоровской Dreamteam тоже была в шаге от победы. Но под ногами начали путаться ставшие тогда для раздосадованного поп-короля уже «мерзкими пупырчатыми жабами» Рудковская со своим Биланом. Благодаря этим «жабам» «Евровидение» триумфально поехало в Москву. Удивительно, как Киркоров не додумался обвинить Россию в «политическом заговоре» против себя и Украины, которую он тогда представлял?

Самым тяжелым, однако, стало «Евровидение 2014» в Копенгагене. Крым, Донбасс, да еще до кучи бородатая Кончита Вурст! Киркоровская Dreamteam – наконец-то под флагом России – продюсирует сестер Толмачевых с песней Shine.

Зал затаптывает и забукивает перепуганных девочек, отдувающихся за политику своей страны. Дикторы по громкой связи призывают публику к порядку, напоминая, что это «не конкурс президентов, а песенное состязание». В воздухе витает ощущение громкого провала, раз уж всё «политически мотивировано». И вдруг – 7 место! Киркоров, поздравляя всю команду, справедливо замечает, что «мы выстояли и фактически победили в тяжелейшей обстановке, о таком результате даже и не могли мечтать!».

Последующие события, надо сказать, полностью опровергали теории заговора. В Вене в 2015 Полина Гагарина стала всеобщей любимицей «Евровидения», ее там носили на руках, голосовали, как за родную, подняли до 2-го места, а злобно долбали нашу няшу, тем временем, только в России – за то, что «осмелилась» поручкаться и расцеловаться с хозяйкой конкурса Кончитой Вурст. И, наконец, прошлогодний Стокгольм, где теплый и заинтересованный прием Лазареву превзошел самые оптимистические ожидания, что воочию наблюдал в том числе и я…

Какие там Великобритании с Нидерландами, Франции с Испаниями, каждый раз умывающиеся утешительными, а то и последними местами, хоть Хампердинка присылай, хоть Эндрю Ллойда Уэббера, хоть Бонни Тайлер, хоть Патрисию Каас… Удивительно, как им еще не пришло в голову тоже объявлять бойкоты, истеря о «политических мотивированностях»…

***

Неадекватность культивируемого ныне в России «бойкотного» отношения к «Евровидению», несмотря даже на то, что проходит оно в ненавистном теперь многим Киеве, зашкаливает все рамки здравомыслия и приличия. Отрадно, что вопреки всем искушениям поддаться «хоровому пению» и являясь фактически тем самым «яблоком раздора», сумел сохранить лицо и достоинство Сергей Лазарев.

Он публично заявил, что Россия должна участвовать в «Евровидении», поскольку «российские зрители давно привыкли и хотят болеть за свою страну в этом песенном конкурсе, это – очередной шанс показать миру российских исполнителей, тем более, что Россия каждый раз оставляет свой след на «Евровидении», о наших исполнителях говорят после конкурса еще не один месяц, а участие в нем для любого исполнителя – величайшая честь».

Тем временем часы тикают, а в коридорах власти царят, видимо, сомнения. Оттого, наверное, и переносятся телепосиделки, которые либо должны «легитимизировать» готовящийся громкий бойкот, либо объявить о «голубе мира», который полетит в Киев.

Правда, в отличие от г-на Лазарева, пекущегося о шансе для российских исполнителей, пошли вбросы – то о Робби Уильямсе, который «так любит Россию, что готов выступать под ее флагом на «Евровидении», то о Лорин, шведской триумфаторше «Евровидения 2012» в Баку, которая не прошла нынешний национальный отбор Melodifestivalen в Швеции с очередной заявкой на участие в конкурсе с песней Statements. За ней, к слову, развернулась уже настоящая охота. К себе под еврознамена черноокую берберку готово взять даже княжество Сан-Марино…

Не известно пока, впрочем, что сами Робби да Лорин об этом думают. Но, если что, вместо позорного штрафа тогда придется еще изрядно раскошелиться на заграничных селебритиз, поскольку любовь любовью, но в их случает вполне конкретная гонорарная составляющая этой «любви» будет очевидна.

Впрочем, любовь за деньги – тоже вариант. Когда не получается просто по любви.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.