Бизнес не может быть несчастным, — Насиров

Выполнение государственного бюджета под сомнение, еженедельно в информационном поле вспыхивают скандалы, связанные с таможни, и преобразование фискальной службы от проверяет в сервисный центр стопорится не первый год. Но при общении с главой Государственной фискальной службы Романом Насировым впечатление, что больше, чем решением проблем вверенного ему министерства, он волновался за судьбу каждого отдельно взятые украинский: предлагает увеличить уровень минимальной зарплаты, рост спроса, разогреть экономики.

Очевидно, масштаб увеличивается, и Роман Михайловичу, как и многим его предшественникам, становится тесновато в кресле главного фискала страны. В то же время, он неохотно берет на себя ответственность за ошибки отдела и по вопросам финансовой политики, пытаясь перевести стрелки на Министерство финансов, говоря, что мы здесь только исполнители. В отведенное для общения время ZN.UA не могли, конечно, установить еще и третий, приобретенные в главе ГФС вопросы. Но на отдельные вопросы: как будет выполняться бюджет в условиях снижающейся инфляции, как они выглядят сверху шкафы в Львовской площади, проблемы на таможне, что происходит и когда, наконец, закончится реформа самой службы, и какие могут быть последствия затеваемого большого повышения заработной платы в стране, с редкими бюджет, мы все же времени, чтобы поговорить.

— Как может выполнять плановые показатели по наполнению бюджета? В прошлом году помог инфляция, в этом имеет, как замедлился. В результате этого налоговые сборы;

— В конце мая поступления в бюджет становится. Супер-исполнение — 12 миллиардов. Но для какой-то статьи, ситуация очень напряженная. По существу, речь идет о рентных платежей — в янтарь, на газ. Там есть объективные причины и проблемы: указатели на эти данные завышены. Мы этот вопрос поднимали и в конце прошлого года, когда верстался бюджет, и в начале этой. Ожидания для добычи не соответствуют действительности, и, чтобы получить за квартиру на недобытый газ невозможно. Но на все остальные статьи состояние стабильное.

Читайте:Перезагрузка таможня: Насиров похвастался первыми результатами

— 12 миллиардов — это не так много, учитывая, что расходы бюджета постоянно растет…

— В прошлом году доходы бюджета выросли в три раза, и было 480 млрд., в этом — 600 миллиардов. евро, на 25% больше. Если посмотреть на четвертый квартал 2015-го и первый квартал 2016-го, 25 процентов роста экономики мы очень хотели бы, но не видим. Но посмотрим, укрепление гривни — курс был 27, 26, сейчас стабилизировалась на 25. В комплексе это хорошо, но что касается выполнения доходной части бюджета — это плохо. И в налоговом направлении, и, в частности, таможенным направлении, потому что там доходы сформированы в основном из долларов в стоимости, и в конечном итоге мы получаем не плюс и минус. Выполнение доходной части бюджета остается очень напряженной, особенно нас интересует динамика во втором полугодии. Нужно развитие экономики.

— Экономика на 25% не будет расти, нужны другие решения, например, легализации теневых потоков.

— Мы не должны забывать, что роль налоговой службы, налогового управления и сбора таможенных платежей. Это наша ежедневная работа. Работа детенизации экономики мы выполняем только в пределах своей компетенции. Да, это резервы увеличения доходов бюджета. Но это не много. Мы побороли почти все организованные налоговые ямы, но так называемые «партизаны» остались и по-прежнему пытаются торговать фиктивным налоговым кредитом. По крайней мере, один раз в неделю мы остановим работу то конвертационного центра. С середины прошлого года, доходы НДС, благодаря детенизации, выросли с 8 млрд долларов. евро в первом полугодии 2015 года до почти 12 миллиардов. евро в первом полугодии текущего года. Это даже больше, чем мы думали.

— Спасибо, электронная система управления, в которой бизнес, кстати, недоволен, так как отвлекает его оборотные средства в условиях кризиса.

— Бизнес не может быть недоволен. Для бизнеса здесь очень важно, что недобросовестные компании не могут «нарисовать» НДС и сознания получают гарантии, что они работают с такими же порядочными контрагентами.

— Это, к сожалению, мошенничество с НДС не ограничиваются.

— Да, к сожалению, продолжаются случаи, когда они делают так называемые скрутки — компания приобрела апельсины или тапочки, продал их на базаре, а также документы и налоговый кредит перевод на автозапчасти и продал. Это, безусловно, главный акцент в нашей работе. — Сколько теряет бюджет? — Трудно сказать, как много он теряет. Мы видим риски в 500-600 миллионов. евро. В среднем в месяц мы собираем на таможне НДС в размере 14 миллиардов. евро. Значительно, на 35-40%, больше, чем было год назад (на основе рубля). Но из этих 14 миллиардов. евро, уплаченных на таможне, три миллиарда — продукты, которые продаются на рынках или «упрощенцами». Соответственно, группа риска, что последний чек не проконтролируешь.

— Но и бюджет это не наполнит. Есть другие источники?

— Мы возлагаем надежды на повышение таможенных пошлин. Конечно, мы говорим на тему определения таможенной стоимости. Мы не говорим о ее увеличении или уменьшении, мы говорим о том, что стоимость товаров должны быть оценены объективно, она должна быть реальной. То есть, если продукт проходит через низконалоговые юрисдикции, безусловно, должна быть адаптация к реальной таможенной стоимости. Законодательным и административным путем мы стремимся, чтобы уйти и от манипуляций на таможне. По существу, речь идет о дробление партий и использование привилегий, который применяется для продуктов с весом до 50 кг и стоимостью до 500 евро, которые частные лица могут размещать на территории, без уплаты таможенных платежей.

Читайте:Неправильный входной сигнал: Насиров не хочет каждый год прощать налоговых неплательщиков

— И раз уж мы говорим о привычке. Реформа — один из болезненных вопросов-финансовых услуг. Как скоро «дело в привычке» будет закрыт, и система изменится?

— Давайте не будем говорить о «боли» в этой теме. Это реальность здесь и 25 лет. Да, мы хотим что-то изменить, улучшить. Но таможня в Украине, это как плохие дороги — реальность, в которой мы живем.

— Но эту реальность надо менять и как можно быстрее.

— Совершенно верно. Мы стараемся. Мы 9 месяцев были изменены более 250 руководителей таможни разного уровня — огромный процент руководящего состава. В конечном итоге все зависит от человека. В коррупции на таможне важную роль всегда играет человеческий фактор. Если сравнивать таможенное направление в налоговой, налоговая очень больших. На таможне — проще: согласно закону, таможенный инспектор лично принимает решение для планирования, метод определения стоимости товаров и так далее. На этот вопрос.

— Только если в это? Изменится 300 сотрудников топ-уровня, и проблема не ушла. Очевидно, все это же система, подходы, планы, наконец?

— Схемы на таможне на сегодняшний день мы максимально удалены.

— Тем не менее, есть множество, заезжая в Украине, в Одессе, например, предпочитают пройти таможенное оформление в Киевской области, потому что там легче договориться.

— Слушайте, претензий много-ко-многим таможням. И в Одессе, кстати, тоже.

А потому, что у вас все еще нет помощника, который бы курировал таможенное направление, вы несете прямой ответственности за все, что происходит в любой таможенный орган. Почему, кстати, не пришел еще?

Это компетенция Кабмина. Мы неоднократно обращались в Министерство финансов с просьбой о проведении конкурса и назначении его заместителей. Кроме того, год назад (это, кстати, было требование МВФ) будет подана в парламент законопроект, который предполагает увеличение числа своих заместителей. На сегодняшний день, для всех мест работы службы, говорю я лично.

— Эффективность от этого не страдает?

— Все задачи, которые были назначены от правительства, мы выполняем.

— Но проблемы на таможне остаются. Привычка, от которой злоупотребление является хронических характер, например, закарпатская, Волынская. Фамилия Хомутынника рядом с вами всплывает постоянно.

— От комментирования слухов и спекуляций, я воздержусь. Да, у нас были претензии для некоторых работников Закарпатской таможни, в том числе и в руководстве. Злоупотребления и коррупцию, мы видим много людей уже уволены, другие получили взыскания.

— Теперь об истории с вывозом леса-обсуждение вы говорите? Но это не единственный пример.

— Да, к сожалению, не единственная история, которая стала публичной. В Закарпатской таможне была арестована машина с дипломатическими номерами, провозившая контрабандой сигарет. В Волынской таможни, на двух контрольно-пропускных пунктов, мы поймали контрабанду. В Одессе таможни у нас целую смену поймали в сборе денег с проезжающих. Это текущая работа. Конечно, случаи коррупции, к сожалению, случаются. Это реальность, как я сказал.

Читайте:Сравнять с реальной зарплаты: Насиров предложил увеличить «минималку» до 5 тыс. грн

— Это вопрос борьбы с коррупцией на службе. Антикоррупционная программа была разработана в течение двух лет. Год назад. Честно говоря, не улучшилось.

— Главная причина коррупции — очень низкая оплата труда в службе.

— Или недостаточный контроль и наказание.

— Если мы должны жить физически — поесть, одеться, обуться, как не наказывай, риск коррупции останется. Мы не можем все постоянно напугать и наказать.

— И много наказать?

— К сожалению, много. Это печальная статистика, но с начала текущего года подразделениями внутренней безопасности ГФС около 60 дел уже отправлены в суд.

— 60 человек из 40-тысячного устройства. Факты коррупции не в несколько раз больше?

— Не следует забывать, что мы делаем массовые сокращения: из 56 тысяч осталось 42 тысячи. Мы оставляем на службу самых лучших людей. Да, к сожалению, мы продолжаем фиксировать злоупотребления и коррупции события, но очень быстро, чтобы попытаться их остановить. Это не только наказания должны жить. Посмотрите, у нас неравномерно пройти повышение заработной платы в стране. В новой полиции зарплаты по 7-8 тысяч гривен, в Министерстве финансов, средняя зарплата 9,5 тысяч, и в GFS — под четыре тысячи.

— Не должно быть повышения с сокращением сотрудников?

— Пока сделать это не удалось, потому что, когда сокращения люди уходят в отпуск, получают выходные пособия, компенсации и так далее. На самом деле, в первом полугодии текущего года текущие средства, которые мы потратили для этого. Во втором полугодии мы проиндексируем зарплату остальным сотрудникам.

Читайте:Налоговая милиция дополняют: Насирова сказать, кто и когда

— Значительно?

— Практически работать не будет. У нас высвободилось до 30% зарплатного фонда, но есть и другие расходы, которые это отдельное финансирование не выделяется. В частности, и для так называемой таможенной сто, в которой зарплата будет выше. Если и адекватная зарплата должна быть на всех сотрудников. Нам говорят, что мы должны получить людей от дела, но предложить им достойную компенсацию и условия мы не можем. Где теперь найти бухгалтера или аудитора, который будет идти на зарплату в четыре тысячи? Наоборот, мы видим, как лучшие сотрудники уходят от GFS в частном секторе. Здесь вы перспективы не видят ни в этом, ни в будущем. Но, в основном, это специалисты, которые востребованы на рынке труда.

— Не только сотрудники, их заработной платы, чтобы увеличить. Было бы с предложением увеличить минимальную зарплату до пяти тысяч. Настолько скудные доходы ЕСВ в бюджет, или не оправдало надежд детенизация;

— Доходы от ЕСВ и детенизацию не может совместить. Есть вопросы бюджетной политики, то есть вопросы управления. Как вы помните, было принято решение о снижении ставки ЕСВ вдвое. В октябре—ноябре прошлого года, мы собрали в среднем 15 млрд ЕСВ, с уменьшением на половину мы собрали, будет 7,5 миллиардов. евро, и мы собираем сейчас где-то 10,5—11 млрд., т. е. ожидаемого падения не было. Но в абсолютных цифрах из-за снижения предложения каждый месяц недополучаем где-то 4 миллиарда. Детенизация есть, но доходы ЕСВ, это даже не вопрос детенизации, и система оплаты труда, как правило. Все знают, что часть сотрудников, которые должны получать зарплату, работают как частные предприниматели. 22% ЕСВ и 18% НДФЛ — 40% нагрузки. Нагрузка на частного предпринимателя не сравнится с этим ни в какой степени. Даже если, как правило, ЕСВ, чтобы уйти. Часто, проблемы, которые у меня есть, обратить внимание — это то, что в стране на занятость всего 10,5 миллионов человек, и, что 40-45% из них получают зарплату. Но есть такие, почти законной налоговой оптимизации функцию будет использовать. Во-первых, мы настаиваем на изменение этой системы. Я на упрощенной системе, для части малого бизнеса. Но если они начинают использоваться для законной налоговой оптимизации — это неправильно.

— Это не прямая сфера вашего контроля, и вы не можете влиять на них, чтобы оптимизировать налоги?

— Здесь может повлиять Госинспекция по вопросам труда при министерстве социальной политики. Это их компетенция: проверка, как люди оформлены, как они получают заработную плату и так далее. Часто возникает вопрос: ГФС должна быть репрессивным органом или отделом обслуживания клиентов? И здесь сразу же расходятся мнения: от момента, когда что-то не так, это мы виноваты, что не их влияние. Как только мы начинаем влиять на бизнес-нам говорят, что «бандиты пришли, задавили, выжали». Эти налоги не для себя собираем. Мы собираем налоги для доходов бюджета, в местные бюджеты, в Пенсионный фонд…

— …Дефицит, который в этом году вырос до 144 млрд. Увеличение минимальной заработной платы до 5 тысяч починить.

— Судите сами, из 10,5 млн. человек, которые получают сегодня зарплату, 45% получают минимум. Это шокирующие данные. Или не так на самом деле. Минимальная зарплата должна быть увеличена. Хотя, наверное, это не очень хорошо, когда приходит фискальный орган и сообщает об этом работодателю.

— Почему? Этого следовало ожидать. Вы можете расширить базу налогообложения.

— Мы, таким образом, косвенно мы беспокоимся, в основном, для Пенсионного фонда, для местных бюджетов, чтобы они забрали налоги, которые должен был получить. PIT — местные бюджеты. ЕСВ именно в Пенсионный фонд. И чем больше предприятий, которые должны платить зарплаты, тем больше стимулов для экономического развития. Будет расти потребление, компания будет остановиться, чтобы справиться. Должно быть «в тени» деньги, которые вы тратите для оплаты труда и эти, уже, официально, его стоимость будет падать вниз из налогового реестра. Еще и в фискальной службе, которая сегодня является одной из госслужб с минимальной заработной платы, средняя зарплата составляет 3,5—4 тысячи, а зарплата — 2,5 тысячи. Почему минимальная заработная плата 1 400;

Читайте:революция: Насиров рассказал о самых важных достижений обновленной ГФС

— Интересно понять, каким образом вы будете повышать зарплату? За счет чего? Минсоцполитики, например, и предлагает увеличить минимальную зарплату где-то до 5 тысяч, но только номинально, добавив к окладу премии и надбавки. Это просто игра чисел.

— Мы здесь не играем с цифрами, говорить по существу. Даже если смотреть на госслужащих, которые низкооплачиваемые. Даже если посмотреть в частном секторе где-то в районах, деревнях — многие люди получают 2-2,5 тысячи гривен. Мое личное мнение, что нужно стремиться в 5 тысяч. Может это не произойдет сразу, это может произойти постепенно. Но это было бы правильным и честным по отношению к людям, так что они могут быть заработной платы, чтобы жить. Для того, чтобы они могли оплатить коммунальные услуги, заплатить за дорогу от дома до работы, купить продукты. Зачем платить миллиарды субсидий; Лучше за те же деньги в экономику, чтобы увеличить их заработную плату.

— Главный вопрос, на какие деньги? В Украине 3,5 млн, в государственном секторе. У большинства зарплата ниже, чем в среднем по стране, и там работодатель не обрабатывает номера. Мы увеличим зарплаты, и это увеличивает расходы государственного бюджета, который уже полон с трудом. Бюджет эти расходы будут предоставлять, потому что так надо. И частный бизнес будет делать все, чтобы эти расходы оптимизировать, например, будет выдавать сотрудников ФОПами.

— Об этом и «упрощенку», нужно менять. «Единщики» — это бизнес, который государство дало преференции: упрощенная система налогообложения и значительно низкая налоговая ставка. И если человек выигрывает, то было бы правильно, чтобы он сам начислял себе зарплату и платил налоги. Это не справедливо, что «единщики» платят 200 долларов в месяц, и меня нанял сотрудников, даже с минимальной заработной платы удерживалось от 600 грн. Так не должно быть.

Читайте:Насиров сказал, что должна быть минимальная зарплата в Украине

— Каковы ваши предложения? Отменить «упрощенку»;

— Мы не говорим, чтобы отменить. Но это фискальная политика, государство толкает их в обращении.

— Может высокой налоговой нагрузки толкает их в обращении;

— Это вопрос финансовой политики государства, который определяет Кабинет министров и парламент, а не GFS.

— Что вы думаете?

— Мы стремимся в Европу. Соответственно, мы видим, что в европейской системе налогообложения. Мы видим на ставку, близко к европейским стандартам. На сегодняшний день, ставки налогов в Украине, не далеко от выше.

— И давление налоговых органов на бизнес? Приходит очередной налоговой реформе. И снова акцент на управление и сервисность. О чем мы говорим?

—Для изменений, которые будут очищать двузначности в законодательстве. И о некоторых улучшений. Например, об изменениях, которые необходимы для полного введения электронной акцизной марки.

— В следующем году?

— Мы ожидаем, что это будет возможно уже в четвертом квартале текущего года. Это мы считаем, что это срочно, необходимые изменения.

— И наши предприятия готовы к срочным изменениям с четвертой четверти?

— Бизнес заинтересован в первую очередь.

Читайте:Курс на Запад: Насиров предложил принять в Украине, Таможенный кодекс ЕС

— Скажем. И какие еще усовершенствования ждут налогоплательщиков; В Украине, компания для управления налогов тратит 350 часов в год, у нас есть «преодолеть» Афганистана и Таджикистана, электронный сигнал, человек не выдерживает.

Это статистика, в этом году будет лучше. В конце 2015-го мы упростили почти все декларации. Времени на них будет тратится меньше. Налоговой декларации слишком упрощенным, но не всегда дело в этом, есть статистика, отчет и так далее. В налоговом направлении, мы приближаемся к среднеевропейскому индекс.

— И со стороны сервисности; Недавно было письмо Печерске пошлины плательщику о задолженности в 49 минут. Это хорошо иллюстрирует суть налоговой службы Украины, когда стоимость, чтобы восстановить больше, чем сам долг.

— Я не видел это письмо, но я уверен, что работники просто соблюдать законный процент. Информировать налогоплательщика является обязанностью налоговой инспекции. Да, иногда эта миссия больше, чем долг. Решение и таких вопросов, мы хотим, чтобы включили в изменении налогового законодательства.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.