Будущее MBA в США и Европе все больше и больше становится непонятно

 

Мaрк Дэвис, дирeктoр oднoгo из нью-йoркскиx кoмпaний, MBA oкoлo 10 лeт. Кoмпaния British Telecom, нa кoтoрую Дэвис тoгдa рaбoтaл, зaплaтилa зa этo, чтo oн прoвeл двa гoдa в учeбнoй aудитoрии Baruch College. Тeпeрь Дэвис, вeдущий тexничeский стaртaпoм Full Stack Academy, спрaшивaeт, пoчeму oн прoвeл тaк мнoгo врeмeни нa изучeниe лидeрствa и тeoрии мeнeджмeнтa. «Я мoгу пoнять, в рaвнoвeсии, этo пoлeзнo. Нo, этo нe стoит трaтить двa гoдa жизни», — скaзaл oн. «Eсли вы xoтитe быть мeнeджeрoм срeднeгo звeнa в крупнoй кoмпaнии, MBA мoжeт быть пoлeзнo. Но, если вы планируете запустить запуска — даже не тратьте свое время», — говорит Дэвис.

По данным graduate Management admission council (GMAC), число заявок на прием на двухгодичные очные программы MBA снизилось в этом году на 53% бизнес-школ в США выросло — только в 40% школ. При этом растет популярность одногодичных программ МВА, в частности, в Европе. Так, количество заявок для поступления на такую программу во французской бизнес-школе INSEAD в 2016. g. вырос более чем на четверть. В этом году INSEAD заняла первое место в рейтинге бизнес-школы, составляемого Financial Times.

Школы с более низкими оценками теряют студентов и объединить с другими школами. Дин Haas School of Business калифорнийского университета в Беркли Схватил Лайонз считает, что половина из существующих 13 000 бизнес-школ в ближайшие 5-10 лет будет закрыть или будет поглощено конкурентами. Хаас, по мнению Лайонза, не входит в зону риска: в 2016. года, на программу MBA в эту школу, получил 4080 запросов на 250 мест — на 12% больше, чем в прошлом году.

Две трети участников недавнего опроса заявили, что ожидают роста количества закрытия школ в ближайшие 10 лет. Исследование Ассоциации образовательных учреждений для лидеров Центральной и Восточной Европы показало, что 61% бизнес-школ опасаются, что будут вынуждены закрыть или объединить с другой школой.

Спрос на MBA падает из-за распада традиционной системы карьерного роста и растущий интерес успешных менеджеров для открытия собственного бизнеса. Одним из преимуществ обучения в бизнес-школе, всегда считалась возможность установить ряд деловых контактов с успешными соучениками, но теперь все более и более основателей нового бизнеса считают, что таких ссылок может быть и за пределами учебных аудиторий.

Спрос на прямые программы MBA падал и раньше. Но рынок помогли экономические циклы: как правило, число кандидатов увеличивается в периоды роста безработицы.

Эмма Бонд, директор британской компании Fortuna Admissions, консультирующей, поступающих в бизнес-школы, считает, что сейчас проблема в том, что во многих странах экономический рост не возобновился, и потенциальные студенты не уверены, что средства, вложенные в дорогостоящее обучение, впоследствии окупится.

Стоимость за два года обучения в лучших бизнес-школах США, как правило, выражается шестизначным числом. Затраты на обучение, например, в Harvard Business School оправдано: ее выпускники трех лет после выпуска могут почти удвоить зарплату и зарабатывают в среднем $172 501 в год. Но выпускников других бизнес-школ, в том числе входящих в первую сотню мирового рейтинга, могут заработать и до 3 раз меньше этой суммы и получить гораздо меньшее увеличение зарплаты после выпуска.

«Лучшие школы повышают цены, что увеличивает их отрыв от других школ, — говорит Бонд. — Компании, в частности, финансовой или консалтинговой компании либо входящие в Fortune 500, предлагают сотрудникам, которые хотят получить MBA, ограничить выбор небольшая группа лучших школ».

По ее словам, это из-за большей доступности данных о занятости и заработной плате выпускников. «Кандидатам легче сравнить. Для нас стали чаще приходят клиенты, которые говорят, что хотят получить MBA в лучшей школе или не получают вообще», — добавил Бонд.

Победителями из этой ситуации выйти, школы, предлагают лучшее соотношение цены и качества образования: имеют сильные глобальные бренды или представляют собой ярлык программы обучения. По данным GMAC, в этом году почти три четверти европейских бизнес-школ, предлагающих снизились курсы обучения, отмечается рост числа заявителей.

Так, количество заявок на годовую программу MBA в итальянском MIP Politecnico di Milano вырос на 60%. Обучение здесь стоит 32 000 евро — это малая часть того, что придется платить студентам лучших школ в США. Stanford Graduate School of Business является лидером по количеству отказов в приеме: на каждой из 407 мест на двухгодичном курсе MBA служил около 20 запросов, а в прошлом году их число снова возросло. «Люди понимают, что Stanford GSB поможет им достичь своих целей», — заявил декан школы Джонатан Левин.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.